Детский церебральный паралич
- Что это?
- Причины
- Симптомы
- Специалисты
- Услуги
Детский церебральный паралич — это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речи и эпилепсией.
ДЦП формируется в результате пороков развития головного мозга до рождения или сразу после. Причины, которые мешают развиваться головному мозгу, патологически воздействуют на плод во время беременности или на мозг новорожденного ребёнка в первые недели жизни.
Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются:
⦁ сенсорными дефектами
⦁ нарушениями когнитивных и коммуникативных функций
⦁ судорожными приступами и поведенческими нарушениями
В первые несколько дней или даже месяцев жизни ребенок не отличается от своих ровесников. Симптомы ДЦП способны проявиться гораздо позже. Их тяжесть зависит от степени поражения мозга, своевременной диагностики и лечения.
Основные симптомы:
⦁ мышечная слабость
⦁ мышечная спастичность
⦁ нарушение контроля сокращения-расслабления мышц агонистов и антагонистов
⦁ задержка угасания примитивных рефлексов
⦁ задержка или нарушение развития реакций поддержания позы
⦁ сенсорные проблемы
⦁ апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий
⦁ патологические биомеханические компенсаторные механизмы
⦁ когнитивные нарушения
⦁ задержка речевого развития, нечёткое звукопроизношение, отсутствие речи, трудности понимания обращенной речи
⦁ судорожные приступы
Тяжесть ДЦП зависит от степени двигательных нарушений. Чем больше поврежден головной мозг, тем более значительными будут нарушения движения и психо-речевого развития.
Согласно современным представлениям о заболевании, всех пациентов с ДЦП, независимо от формы заболевания, можно разделить на 5 функциональных классов по Шкале глобальных моторных функций (GMFCS – Gross Motor Functional Classification System). GMFCS - это своеобразная классификация ДЦП, которая основана не на том, какая конечность двигается хуже, а на определении объема общей двигательной активности пациента, развитии таких навыков, как перевороты, ползанье, сидение, ходьба и бег. Акцент делают на степени функционирования в обычной для ребенка среде: дом, школа, различные общественные места. Разница между уровнями основана на возможном объеме двигательной активности, необходимости в посторонней помощи или использовании вспомогательных приспособлений, инвалидного кресла и качестве выполнения акта движения.
Врачи

Булыгина Евгения Анатольевна
Врач-травматолог-ортопед

Брянская Лариса Александровна
Врач-травматолог-ортопед